Фрагмент для ознакомления
2
4.ПОДСТРУКТУРА ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
Целеустремленность - необходима для достижения высоких результатов.
Инициативность - одобряется, т.к. профессия творческая.
Воля - необходима как умение преодолевать препятствия, возникающие на пути достижения целей профессиональной деятельности
Организованность - очень важна для работы и способствует достижению высоких результатов, однако в работе журналиста часто встречаются непредвиденные ситуации, график работы обычно не удается четко спланировать.
Ответственность - за результаты деятельности полностью лежит на журналисте, т.к. его деятельность носит авторский характер.
Отсутствие зависти к успехам других - В умеренной форме зависть к успехам других может являться мотивирующим фактором и помогать достижению наивысших результатов.
Гуманистическая направленность в отношениях - необходима, т.к. работа направлена в основном на взаимодействие с людьми.
Честность, порядочность - в работе журналиста должна быть на первом месте среди всех нравственных качеств, т.к. он является носителем информации в массы.
Принципиальность - как безусловное следование своим убеждениям – может отрицательно повлиять на результат профессиональной деятельности журналиста, поскольку его деятельность связана с творчеством, умением адаптироваться к различным ситуациям, находить нестандартные решения, возможно, даже противоречащие его убеждениям.
Объективность - в работе журналиста необходима, т.к. в его обязанности входит информирование людей достоверными фактами.
5. ПОДСТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Профессиональная компетентность - в области журналистики, а также в той области, в которой специализируется журналист (спорт, музыка, экономика, медицина).
Глубина профессиональных знаний и умений - определяется сроком работы по специальности, наличием опыта.
Профессиональная креативность - необходимая характеристика профессиональной деятельности журналиста.
Характеристики профессиональных умений - сбор информации (опрос, интервью, работа с документами, литературными источниками), анализ и интерпретация информации, поиск наиболее значимых событий, явлений, фактов, литературная обработка материала с учетом жанрового своеобразия, стилистической подачи фактов, журналистских приемов (в письменной и устной форме), подготовка материала к публикации.
6. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИНВАРИАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Сила личности проявляющаяся в здравом чувстве уверенности в своих силах и в контроле над собой, является неотъемлемой чертой личности журналиста, которому часто приходится работать в напряженных, а порой и экстремальных ситуациях.
Уровень антиципации как способности человека представить возможный результат действия до его осуществления, должен быть достаточно высок у журналиста, т.к. из всего количества полученной информации он должен выбирать такие события различных сфер жизни для освещения их в средствах массовой информации, которые будут представлять интерес для слушателей и зрителей.
Уровень саморегуляции высокий.
Умение принимать и реализовывать решения необходимо.
Уровень работоспособности необходима психологическая и физическая выносливость вследствие работы в условиях дефицита времени, экстремальных ситуациях.
Специфические (определяются с учетом особенностей профессиональной деятельности) особенности профессионализма заключаются в том, что в работе журналиста сочетается направленность на работу с информацией и на создание посредством слова художественного образа.
Психологические профессионально важные качества развитое словесно-логическое и образное мышление, хороший уровень развития памяти, высокий уровень развития коммуникативных характеристик (умение устанавливать контакт, излагать и аргументировать свою точку зрения, слышать и понимать другого, задать вопрос), самоконтроль, объективность, организованность, гибкость, тактичность, доброжелательность, широкий кругозор. Склонность к работе с людьми и художественными образами.
Личностно деловые качества умение работать самостоятельно при минимальном контроле, умение работать в команде, способность находить взаимопонимание с партнерами, способность к быстрой и точной реакции, умение собирать и систематизировать информацию, способность находить нестандартные решения, умение формулировать и излагать мысли (устно и письменно).
Дополнительная информация
7. ОБОБЩЕННЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
При работе на радио также предъявляются высокие требования к дикции журналиста, а при работа на телевидении – и к внешности. Области применения профессии журналист: в редакциях газет, журналов, телевидения, радиокомпаний, литературных союзов, в пресс-центрах, в образовательных учреждениях. Следует иметь в виду, что профессия журналиста обычно требует быстрой реакции на ситуацию. Возможны ситуации работы в условиях повышенного риска жизни и здоровью. Могут быть командировки в "горячие точки" в условиях ненормированного рабочего дня, в экстремальных условиях.
Имеются медицинские ограничения: плохое зрение и слух, истеричность, раздражительность, дефекты внешности.
8. РАЗВЕРНУТОЕ ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональной задачей журналиста является информирование людей достоверными фактами, то есть подача новой достоверной информации в образном, запоминающемся, эмоционально окрашенном и эстетически совершенном виде.
Журналист должен знать: филологию, иностранные языки, гуманитарные науки, литературу, психологию общения и др.
Журналист должен уметь: собирать информацию (применяя опрос, интервью, работу с документами, литературными источниками), анализировать и интерпретировать ее; искать наиболее значимые события, явления, факты; описывать полученную информацию в соответствии с требованиями стиля, жанра, канонами литературы; готовить материал к публикации.
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: коммуникабельность, любознательность, словесно-логические способности, творческие, художественные способности, гибкость мышления, образное мышление, хорошая память (особенно зрительная, слуховая), оригинальность, находчивость, разносторонность интересов, умение излагать доступным языком полученную информацию, подвижность (мобильность), физическая выносливость, честность в изложении материала, тактичность, вежливость, интерес к поиску решения актуальных проблем, стремление к постоянному саморазвитию, профсамосовершенствованию.